понедельник, 22 декабря 2014 г.

Учителю об одаренных детях. Кризисы одаренности.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. А внешнее окружение (среда, воспитание) либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно ювелиру, способному природный алмаз превратить в роскошный бриллиант, квалифицированное педагогическое руководство и благоприятная окружающая среда способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

И, к сожалению, наоборот: при неумелом использовании детской одаренности, она может истощиться. Это происходит, когда педагоги и родители начинают нещадно эксплуатировать одаренность, постоянно посылая ребенка на олимпиады, конкурсы, конференции, фестивали. Также истощают одаренность завышенные ожидания и надежды взрослых, т.к. ребенок работает «на износ», стараясь им соответствовать. Зачастую получается, что общество (из лучших, разумеется, побуждений) требует не столько то, что может делать ребенок, сколько то, что оно само хочет, чтобы этот ребенок делал. Поэтому необходимо знать и учитывать так называемые кризисы одаренности: это кризис креативности, кризис интеллектуальности и кризис мотива достижений. И сейчас я кратко ознакомлю вас с этими кризисами.

Кризис креативности. Этот кризис виден каждому, кто близок к ребенку – учителям и родителям. Перестал писать интересные сочинения, проиграл первенство по шахматам, на турнире поэтов растерянно молчал... В этом случае ошибочно будет принимать экстренные меры по усилению развития креативности – тренировки, упражнения, т.к. это не только не даст результата, но – наоборот – приведет к невротизации ребенка, сделает его тревожным, агрессивным, конфликтным. Может даже привести к психосоматическим заболеваниям. Гиперактивация правого полушария в конечном итоге приводит к его запредельному торможению, и ребенок уже ничего не может из того, что мог раньше.

Что делать? Если предоставить ребенку возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, а также быть субъектом собственной деятельности, у него есть все шансы этот тип кризиса счастливо миновать.

Кризис интеллектуальности. Этот тип кризиса возникает в случае перегруженности одаренного ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности без учета индивидуальных познавательных потребностей.

Все дети, и одаренные в их числе, развиваясь, проходят закономерные возрастные изменения, и важно, чтобы эти изменения были гармоничны. Опасность кроется в однобоком развитии левого полушария, его гиперактивности, которая сменяется снижением интеллектуальной активности, а значит и продуктивности. Кроме того, может включиться защитный механизм личности, и интеллектуализация тогда будет принимать форму умствования, оригинальничания.

Но не только торможением интеллектуальной одаренности опасен этот кризис, но и однобокостью развития. Можно с отличием закончить физ-мат школу, иметь IQ выше 150 баллов, переводить стихи с испанского на японский минуя русские понятия, но не уметь вступать в эффективные коммуникации, не быть способным создать семью, нести ответственность. При однобоком развитии репертуар социальных, половых ролей остается очень инфантильным.

Что делать? Во-первых, не перегружать ребенка интеллектуально. Во-вторых, развивать ребенка равномерно: наряду с интеллектуальной, задействовать и эмоционально-волевую, и физическую и социальную сферы. Недаром в школах для одаренных детей проводятся тренинги по выработке «чувства реальности» и физкультура является главным предметом.

Кризис мотива достижений. Этот тип кризиса возникает именно у одаренных детей и даже является в какой-то мере следствием их одаренности. Дело в том, что у одаренных детей довольно рано происходит развитие рефлексии, как интеллектуальной, так и личностной. Это объясняется тем, что одаренные дети в целом лучше распознают и анализируют раздражители любой природы. Уже с 6-7 летнего возраста они умеют контролировать и анализировать свою умственную деятельность, выбирать стратегию переработки информации, планировать, осознают свои слабые и сильные стороны. Такая развитая интеллектуальная рефлексия не идет во вред ребенку. Но одновременно с ней развивается и личностная рефлексия, которая проявляется в невольном постоянном сравнении себя с окружающими, причем часто не в свою пользу: «Я не такой, как все, значит, я хуже». И если личностная рефлексия начинает доминировать над интеллектуальной, приводя к негативному образу «Я», неверию в свои силы и снижению мотивации достижений, тогда и возникает кризис.

Что делать? Воспитательными мерами достигать оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым ребенком индивидуально.

Кроме того, мы должны знать, что все кризисы, о которых здесь говорилось, усиливаются в подростковом возрасте, так как возрастной кризис не минует одаренных детей. В этот период ребенок как бы «окукливается», уходит в себя для того, чтобы произошла внутренняя метаморфоза, и через какое-то время (назовем его «период молчания») из куколки вылетела бы бабочка. Период молчания может быть разный у разных детей: от 2-3-х месяцев у одних до нескольких лет у других. А может оказаться так, что он затянется на всю жизнь. Поэтому людям, которые находятся рядом с одаренным ребенком, необходимо быть предельно внимательными, грамотными и владеть необходимой информацией по детской одаренности.


Педагогические ловушки в развитии личности и творческой активности одаренного ребенка
  1. Перегрузка учебными и развивающими видами деятельности (кружки, факультативы и т.п.), прямое развитие креативности посредством специальных программ или упражнений.
  2. Отсутствие права выбора, недоверие к жизненному опыту и силам ребенка.
  3. Недостаток свободы, любви, уважения.
  4. Предоставление полной свободы творчества, когда установка «Делай, что хочешь» приводит к тому, что ребенок теряется сам в себе.
  5. Принуждение играть роль одаренного ребенка, соответствовать представлениям взрослых о том, каким ребенок должен быть.
  6. Манипуляция одаренностью ребенка без учета кризисов, периодов спада, покоя и накопления
  7. Сравнение ребенка с другими детьми или выдвижение эталонов поведения, стандартов личности, образцов в творческой деятельности.
  8. Применение оценочных суждений, относящихся к личности ребенка, а не к его поступкам.
  9. Недоучет роли уникальности личности одаренного ребенка, уникальности сочетания его способностей.
  10. Недоучет персональных интересов и потребностей одаренного ребенка.





Что делать?
  • Не перегружать ребенка интеллектуально и творчески
  • Стараться гармонично развивать все сферы жизни ребенка: интеллектуальную, творческую, коммуникативную, эмоционально-волевую, физическую.
  • Учитывать особенности подросткового возраста детей, периоды спада активности и накопления индивидуального познавательного опыта.
  • Вселять уверенность в свои силы, поддерживать в случае неудачи, быть внимательным педагогом и человеком.